Генеративное НЛП - давно забытое старое.
Есть в технике интеграции якорей (в НЛП) такой хитрый момент, как место и способ её применения. Можно эту интеграцию формально делать, в стиле "назвали проблему/задачу - подобрали под неё ресурс". А можно выбирать задачу иначе, особенно в случае самоприменения техники. Можно парить любознательным коршуном над своей деятельностью и не знать, где придется в следующий раз применять технику. И вот это ощущение открытия, когда вдруг понимаешь - Ба, да я здесь испытываю ограничения в поведении и почему-то даже не думаю про ресурсы, а ведь они-то есть! - это очень классное ощущение. Причем удивляешься, как это дескать я несколько секунд назад мог так серьезно себя ограничивать в ситуации X?
Получается даже не просто техника, а какое-то перепрыгивание через свою ложную серьёзность. Обустраиваешь место применения техники ресурсами, и получается уже не суженная точка реагирования, а такой более-менее ясный участок ментальной местности. Но не в одних ресурсах дело, и не в их количестве. Сейчас мы будем думать про качество ресурсов и про то, как его достигать.
Помните, когда Бэндлер описывал свое новое детище DHE, он говорил что НЛП - это починка того, что не работает, а DHE - это построение нового. Так вот, тут он немного слукавил. НЛП - это конечно в каком-то смысле починка. Но это только механические предметы чинят без добавления существенно нового. А вот человек, который твёрдо изменился в чем-то одном, будет меняться и в другом. Поэтому при НЛП терапии можно учитывать, какое направление желательно придать изменениям человека при выполнении той или иной техники. Вот здесь действительно становится важной идея направления развития, direction of change.
Приведу конкретный пример: человек боится публичных выступлений.
Выделили его ресурсы: в детстве в садике читал стихи, был уверен при общении со сверстниками на тренировках и общителен в семье.
К сожалению обычный путь интеграции якорей сейчас это просто соединить якоря ресурса и антиресурса.
Но ведь способов выделить и соединить их существует бесконечное количество!
Приведу один из примеров подбора ресурса для "позитивного" якоря:
- просим клиента вспомнить ситуацию, когда он впервые комфортно/нейтрально общался с незнакомым человеком в детстве
- просим клиента вспомнить ситуацию в чуть более позднем периоде, когда он общался с другим человеком и узнал что-то новое для себя
- просим клиента вспомнить ситуацию, когда он общался с незнакомым человеком и узнал что-то новое другого сорта для себя
- просим клиента вспомнить ситуацию, когда он общался с незнакомым человеком и узнал что-то новое иного сорта для себя
Понимаете к чему я клоню? Мы здесь вовсе не стремимся к большому количеству ресурсных репрезентаций или к их интенсивности. Мы выявляем во-первых ситуации, где человек ОБУЧАЛСЯ в той области, где ему надо обучиться сейчас. Во-вторых, важна последовательность выявления, еще раз просмотрите вышеуказанный список - в нем создается пресуппозиция/вера в прогрессирующее со временем жизни обучение общению с незнакомыми людьми и разнообразными нюансами общения. Сначала комфортно общался, потому узнал что-то новое, позже узнал что-то новое иного сорта. Именно это и есть обучение/развитие бессознательного.
Мы бессознательному информацию в таком подготовленном виде, из которого возможны прямые автоматические выводы и следствия. Вот это и есть Нейро-Лингвистическое П рограммирование, программирование с использованием алгоритма последовательностей. И при этом здесь мы даже еще не касаемся того, что важны также и слова и конструкции, которыми мы обозначаем ресурсы. Этим мы в МетаПрактике и занимаемся - разработкой моделей с ясным выделеним в каждой модели трех её компонентов - нейрологического, лингвистического и программного/алгоритмического.
Если мы вспомним, что у нас в руках есть мощный инструмент вопросов мета-модели, то становится ясно, что за такими словами как "что-то новое" может стоять качественное разнообразие ресурсов, и в зависимости от особенностей клиента, его желаемого направления развития, мы можем подбирать более точно обозначенные ситуации из опыта клиента и вывести его на оптимальное направление развития. Кому-то на сцене будет интересно освоить разнообразие чувств по отношению к публике, а кого-то могут побудить ресурсы разнообразия действий при публичных выступлениях. Выбирая ресурсы в нужных последовательностях и закладывая в эти последовательности всевозможные развивающие идеи/внушения мы переносим акцент от излечивающего эффекта техник на их обучающий, генеративный эффект.
Алекс Алексапольский,
Сообщество МетаПрактик